В состав небанковских кредитных организаций входят ломбарды, общества взаимного кредитования, кредитные союзы и др. организации.

См. подробности >>


Преимущества рефинансирования ипотечного кредита

Условия предоставления кредита под залог квартиры

Процентные ставки по кредитам и их значение


Автокредит по кредитной карте: схема предоставления

Автокредитование в Москве: тенденции авторынка

Экспресс автокредит: на что можно надеяться

Страхование автокредитов: условия и процентные ставки

Автомобили трейд ин: меняем старую машину на новую

Кто пользуется автокредитами с быстрым оформлением

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый




В авангарде борьбы за технический прогресс


История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Издательство "Наука", М., 1967 г.
OCR kredit-moskva.ru

вернуться в оглавление раздела...

В соответствии с решениями XIX и XX съездов Коммунистической партии Советского Союза промышленность Москвы была призвана сыграть большую роль в совершенствовании парка машин и оборудования, внедрении передовой технологии и организации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, в наиболее полном и рациональном использовании сырьевых и энергетических ресурсов страны.
Задача состояла не только в том, чтобы поставить промышленности значительно больше, чем в предыдущие годы, металлорежущих станков, машин и кузнечно-прессового оборудования, но и резко повысить удельный вес высокопроизводительного специализированного современного оборудования, отдавая предпочтение производству машин и станков для передовых технологических процессов.
Уже в результате осуществления четвертого (первого послевоенного) пятилетнего плана и первых лет пятой пятилетки на станкостроительных заводах произошли серьезные изменения. Московские станкостроители освоили производство автоматических станочных линий, координатно-расточных, резьбошли-фовальных и внутришлифовальных станков. В этот же период были созданы прогрессивные образцы универсального оборудования, предназначенные для использования в самых различных отраслях промышленности. Типичным примером такого оборудования был токарно-винторезный станок «1К-62» (завод «Красный пролетарий»). По своим эксплуатационным качествам он превосходил все известные иностранные универсальные токарно-винторезные станки данного размера. Широкое внедрение в промышленность этих станков в известной мере способствовало развитию в стране массового движения скоростников.
Увенчались успехом усилия московских рабочих, инженеров, ученых по созданию тяжелых станков. Коллектив завода «Станкоконструкция» построил мощный зуборезный полуавтомат типа «528», который предназначался для нарезания сложных криволинейных зубьев на конических шестернях больших диа1-метров. Такие станки в СССР никогда ранее не производились, не удавалось их создать и во многих других технически передовых странах. Созданием этого станка завод ликвидировал мировую монополию фирмы Глиссон. Американские монополисты потеряли еще одну возможность оказывать давление на страны социалистической системы строгим запретом продажи им станков этой фирмы.
Большое значение имело создание тем же коллективом тяжелых балансировочных станков, предназначенных для сложной и ответственной операции — окончательной обработки крупных вращающихся деталей: роторов мощных турбин, многометровых коленчатых валов и т. п.
Многое сделал для технического перевооружения промышленности коллектив завода им. С. Орджоникидзе. В результате напряженного труда рабочие, конструкторы, технологи разработали новые, более производительные образцы станков, которыми, начиная с 1952 г., полностью заменили выпускавшиеся ранее.
Новые конструкции машин создавались и на других заводах. Устаревшие образцы снимались с производства. Однако этот процесс в Москве, как и во всей промышленности, проходил медленно. Развитие машиностроительной промышленности в Москве развернулось по двум главным направлениям: во-первых, улучшение конструкторской работы в промышленности, пересмотр выпускаемых машин и изделий; во-вторых, техническое перевооружение предприятий, улучшение технологии производства. При этом особое внимание уделялось снижению затрат труда, материалов и денежных средств на каждое изделие. В машиностроительной и металлообрабатывающей отраслях промышленности Москвы внедрялись точное литье, штамповка и другие высокоэффективные методы. Уже первый опыт внедрения точного литья по выплавляемым моделям и литья в корковые формы (оболочки), примененный на Московском тормозном заводе в 1955 г., показал, что полученные отливки почти совершенно не нуждаются в механической обработке или снижают ее на 90—95%.
Анализируя причины технической отсталости литейных, кузнечных и других заготовительных цехов в промышленности столицы, МГК партии пришел к выводу, что одной из главных причин, тормозивших внедрение прогрессивной технологии, были недостатки в планировании развития машиностроительных предприятий. В течение ряда лет многие министерства и руководители предприятий стремились иметь на всех, даже на небольших, предприятиях пусть мелкие, но свои литейные, кузнечные, деревообрабатывающие цехи. По 8—10 мелких литейных цехов в Москве создали Министерства электротехнической промышленности, машиностроения и приборостроения и др. Даже на текстильных фабриках им. М. И. Калинина, им. М. В. Фрунзе, «Освобожденный труд» были карликовые литейные цехи, производившие от 1 до 10 т литья в месяц. К 1955 г. в Москве было 126 литейных цехов, причем далеко не в каждом имелась возможность осуществить экономически оправданные механизацию и автоматизацию производственных процессов.
По инициативе МГК партии в 1955 г. руководители промышленных министерств разработали перспективные планы развития московских предприятий на основе внедрения новой техники и передовой технологии в литейном, кузнечном ж других видах производства. Главным источником успеха в поисках новых путей совершенствования производства было втягивание в эту работу широких масс рабочих и инженерно-технических работников. В 50-е годы рабочий класс Москвы по-прежнему оставался крупнейшим отрядом рабочих Советского Союза, насчитывавшим в своих рядах к концу 1958 г. 1,5 млн. человек. Общая численность рабочих и служащих во всех отраслях хозяйства столицы составила к этому же времени 3 млн. Однако главное, что определяло особенности развития рабочих кадров в эти годы, было улучшение его структуры и состава. И это вполне закономерно. Широкое внедрение механизации и автоматизации в производство в условиях Москвы, где не велось нового промышленного строительства, требовало не столько количественного, сколько качественного роста рабочих кадров. Эти изменения проявились прежде всего в увеличении удельного веса рабочих в машиностроении и металлообработке, от развития которых непосредственно зависела судьба технического прогресса.
К началу 1959 г. удельный вес женщин среди рабочих и служащих Москвы составил 56% — всего на 0,6% больше, чем в 1950 г. Рост числа женщин происходил главным образом в торговле, на предприятиях общественного питания, в кредитных и страховых учреждениях и т. д., относительно небольшое увеличение численности женщин происходило в строительстве. Это было связано с быстрым ростом механизации строительных работ,, создавшей более благоприятные условия для широкого вовлечения женщин в строительное производство.
Продолжал улучшаться возрастной состав рабочих. К 1957 г. численность рабочих и служащих во всех отраслях хозяйства Москвы в возрасте от 18 до 25 лет увеличилась по сравнению с 1951 г. на 10%, а в возрасте 26—35 лет — на 98%. В промышленности это было выражено следующими показателями: число рабочих в возрасте до 17 лет уменьшилось на 3%, от 18 до 25 лет —на 11, а от 26 до 35 лет —увеличилось на 79%.
Таким образом, более половины всех промышленных рабочих столицы относилось к числу тех, кто прочно связал свою жизнь с судьбой своего предприятия. Это свидетельствовало о том, что проблема создания в промышленности постоянных кадров, от которых зависело ее развитие, совершенствование производства и рост производительности труда, решалась успешно.
Непрерывно рос культурно-технический уровень рабочих. Резко поднялась их общеобразовательная подготовка. Рабочий с 7—10-летним образованием стал обычным явлением на производстве. На заводе «Серп и молот» уже в середине 50-х годов имелись цехи, где большинство рабочих в возрасте до 25 лет имели неполное среднее или среднее образование. В Москве стали появляться заводы, где большинство рабочих имело среднее образование. В 1954 г. на автозаводе более 70% рабочих имели законченное общее среднее, неполное среднее или равное им техническое образование. Более 300 рабочих завода «Станколит» окончили открытый при заводе вечерний механический техникум. Высокая общеобразовательная подготовка рабочих благоприятствовала росту их технических знаний и повышению производственного мастерства. По сравнению с четвертой пятилеткой произошли значительные изменения и в системе трудовых резервов.
В 1951—1959 гг. главной задачей системы трудовых резервов становится подготовка наиболее квалифицированных рабочих. Эта тенденция в подготовке рабочих кадров Москвы в системе трудовых резервов наиболее четко прослеживается начиная с 1954 г. Как известно, до 1954 г. система трудовых резервов состояла из двух видов учебных заведений: ремесленных училищ с двухлетним сроком обучения и более высоким уровнем производственной подготовки и школ ФЗО с шестимесячным сроком обучения и с профессиональной подготовкой, не требовавшей высокой квалификации. В пятой пятилетке появляется новый тип учебных заведений -технические училища, предназначенные для подготовки из юношей и девушек со средним образованием рабочих высшей квалификации и младшего технического персонала. Удельный вес этой категории молодых рабочих в 1951—1955 гг. еще незначителен (3% числа рабочих, подготовленных в системе трудовых резервов). Но уже в 1956 г. свыше 34,6% рабочих, подготовленных в системе трудовых резервов Москвы, составили выпускники технических училищ. В то же время резко уменьшилась численность рабочих — выпускников школ ФЗО — по отношению к общему числу подготовленных в системе трудовых резервов. Таким образом, технические и ремесленные училища становятся в системе трудовых резервов основным источником комплектования промышленности квалифицированными кадрами рабочих.
Однако главным источником пополнения промышленности новыми кадрами рабочих и в эти годы была подготовка квалифицированных рабочих непосредственно на производстве.
В результате столь широкого размаха технической учебы рабочие более высокой квалификации заняли ведущее место на производстве. По данным августовского учета 1959 г., удельный вес рабочих машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Москвы, имевших тарифный 5-й разряд и выше (при 8-разрядной тарифной сетке), составлял 55%. Подобное же положение наблюдалось и в других отраслях промышленности.
Высокий культурно-технический уровень рабочего класса значительно ускоряет борьбу за технический прогресс, делает ее более эффективной. Главное, что определяло в это время творческие поиски новаторов в области совершенствования производственных процессов, это изыскание новых путей экономики труда и материальных ценностей, непрерывное совершенствование техники, внедрение высокопроизводительных форм организации производства.
О результативности проводимой ими работы можно судить по следующим примерам. На заводе «Динамо» в 1953 г. коллектив третьего машинного цеха задался целью путем перепланировки расположения оборудования увеличить выпуск двигателей переменного тока с одних и тех же производственных площадей. В результате здесь возникло поточное производство, которое в свою очередь потребовало коренного пересмотра технологического процесса. Многие операции были механизированы, оборудование оснащено высокопроизводительными приспособлениями. Примеру третьего машинного цеха последовал и цех крупных электродвигателей. В итоге выпуск электродвигателей для краново-металлурги-ческого оборудования на одних и тех же производственных площадях увеличился на 17,8%. Подобная же работа развернулась на электроламповом заводе, где за короткое время рабочие, инженеры и техники подали 2 тыс. рационализаторских предложений, обеспечивших увеличение выпуска продукции в 1954 г. на 17,4%. В апреле 1954 г. коллективы 28 предприятий Москвы и Московской области призвали работников промышленности начать социалистическое соревнование за всемерное повышение производительности труда, за увеличение съема продукции с имеющихся производственных площадей.
Поддержанное всей рабочей Москвой, это соревнование вылилось в ряд творческих начинаний, имевших большое значение для совершенствования техники производства. Так, на заводе АТЭ-2 по предложению партийной организации механического цеха был разработан и внедрен коллективный план повышения производительности труда. План предусматривал привлечение всех работников цеха к участию в механизации производственных процессов и улучшении организации рабочих мест, а также совмещение профессий и многостаночное обслуживание. Широкое распространение получило соревнование за выполнение личных творческих планов повышения производительности труда, начатое токарем завода гидроагрегатов В. Краличкиным. Вступив в соревнование за увеличение выпуска продукции с имеющихся производственных площадей, Краличкин пришел к выводу, что необходимо разработать и осуществить перспективный план повышения производительности труда на своем рабочем месте. В своем первом личном плане он предусмотрел изменение сплава для резца и его геометрии, улучшение конструкции резцедержателя и другие мероприятия. Производительность труда токаря непрерывно росла. В марте 1954 г. он обрабатывал за смену не более 60—70 поршней гидроподъемника, а в ноябре — 110 штук. За несколько месяцев производительность его труда выросла на 80%. Затем новатор разработал второй и третий личные творческие планы. По примеру Краличкина уже в 1954—1955 гг. около 500 рабочих завода работали над выполнением личных и групповых творческих планов. Московский комитет КПСС одобрил это начинание, и оно получило широкое распространение на других предприятиях столицы.
В результате работы, проведенной по совершенствованию техники производства, объем продукции, выпущенной московской промышленностью в 1954 г., увеличился по сравнению с 1953 г. на 10,7%.
Успехи москвичей были неотделимы от трудового подъема, которым жила в то время вся страна. Почти не проходило дня, чтобы газеты не сообщали о все новых и новых трудовых достижениях рабочих Ленинграда и Свердловска, Киева и Минска, Куйбышева и многих других промышленных центров. В условиях всеобщего трудового подъема, непрерывного роста профессионального мастерства рабочего класса особенно нетерпимо было проявление косности и отсталости в организации и технологии производства, в оснащении предприятий высокопроизводительным оборудованием. Косность мешала полностью проявиться трудовой активности рабочих масс, тормозила развитие технического прогресса в промышленности СССР. Поэтому борьба с этими недостатками, изыскание путей дальнейшего подъема промышленного производства в стране стали в центре внимания Московской партийной организации, особенно после пленума ЦК КПСС, состоявшегося в июле 1955 г.
Призыв пленума обеспечить мощный подъем промышленности, внести новый вклад в дело строительства коммунизма нашел горячий отклик среди работников промышленности. Рабочие Москвы активно включались в борьбу с недостатками, вскрытыми июльским пленумом ЦК КПСС. В одном только Кировском районе Москвы на рабочих собраниях, где обсуждалось письмо ЦК КПСС и Совета Министров СССР о недостатках в работе промышленности, было подано около 9 тыс. предложений, направленных на улучшение работы предприятий108. Для того, чтобы обратить особое внимание соревнующихся на борьбу за внедрение в производство новой техники и прогрессивной технологии, пленум ВЦСПС пересмотрел условия Всесоюзного и республиканского соревнования. В новых условиях наряду с выполнением производственного плана по всем технико-экономическим показателям была предусмотрена обязательность выполнения планов освоения и внедрения в производство новых машин, рационализаторских предложений и изобретений.
Новые условия соревнования вызвали появление в Москве почина мастера завода им. Владимира Ильича Е. Шершнева, предложившего добиваться технического прогресса на каждом производственном участке. Шершнев взял обязательство оснастить свой участок новой техникой, рационализировать сборку электродвигателей, покончить с кустарщиной и повысить производительность труда не менее чем на 15%. При поддержке рабочих Шершнев успешно решил поставленные им задачи. Вскоре его почин был подхвачен всеми мастерами завода. В течение года на заводе было внедрено более 2 тыс. технических усовершенствований, благодаря которым в литейном цехе на машинную формовку были переведены детали более 30 наименований, освоен выпуск 9 новых моделей электродвигателей, перевыполнено задание по росту производительности труда. Инициатива Шершнева получила широкое распространение на других предприятиях Москвы и оказала существенное влияние на развитие технического прогресса. Перестройка работы промышленности после июльского пленума ЦК совпала с подготовкой к XX съезду партии. Весть о созыве съезда всколыхнула всю страну и вызвала новый подъем трудовой и политической активности масс.
18 июля 1955 г. состоялось собрание рабочих и инженерно-технических работников 1-го ГПЗ, в котором участвовало более 8 тыс. человек. Выступившие на собрании шлифовщица депутат Верховного Совета РСФСР А. Овчарова, главный инженер А. Громов, наладчик А. Козлов, секретарь МГК КПСС Е. А. Фур-цева призвали работников предприятия начать социалистическое соревнование за достойную встречу XX съезда КПСС. Овчарова заявила, что она становится на трудовую вахту и обязуется ежедневно выполнять производственную норму не менее чем на 240%, а ко дню открытия съезда — 14 февраля 1956 г.— выполнить задание I квартала. Ее поддержали другие рабочие и инженеры. Было решено к открытию XX съезда ввести в эксплуатацию новый цех-автомат по производству подшипников, вторую автоматическую станочную линию, автоматизировать ряд сборочных операций, модернизировать 104 единицы оборудования по. Собрание обратилось ко всем работникам промышленности с призывом начать соревнование в честь XX съезда КПСС. Такие собрания прошли и на других московских предприятиях. Так началось соревнование в честь XX съезда партии. Это соревнование имело ту особенность, что предусматривало, кроме улучшения количественных и качественных показателей, повышение технического уровня производства, внедрение прогрессивных технологических процессов и быстрейшее освоение новой техники. Будучи дальнейшим творческим развитием движения новаторов производства, эта форма социалистического соревнования позволила его участникам добиваться резкого улучшения всех технико-экономических показателей в работе предприятий. Работники завода «Москабель» в ходе соревнования освоили выпуск кабеля с алюминиевой оболочкой вместо свинцовой и применили высокостойкие и более дешевые изоляционные материалы. Успешно осуществлялось на заводе взятое в честь XX съезда партии обязательство по комплексной автоматизации процесса сушки телефонных кабелей, изготовлению проводов с изоляцией из стекловолокна и кремнийорганических лаков, заменяющих дорогостоящие и дефицитные материалы. Коллектив завода им. С. Орджоникидзе в честь XX съезда партии обязался наряду с досрочным выполнением пятилетнего плана по выпуску валовой и товарной продукции изменить вес станков, улучшить их эксплуатационные качества, проводить дальнейшую механизацию и рационализацию производства. Работники завода досрочно выполнили производственную программу 1955 г. и пятилетки в целом, повысив производительность выпускаемых ими специальных агрегатных станков и автоматических линий за годы пятилетки в 2,5—4 раза.
В начале августа 1955 г. МК, МГК КПСС и Московский областной совет профсоюзов созвали собрание передовиков промышленности и транспорта Москвы и Московской области, в котором участвовало свыше 10 тыс. человек. Собрание приняло обращение, в котором говорилось: «Мы, участники собрания передовиков промышленности и транспорта, призываем всех рабочих, работниц, инженеров, техников и служащих московских предприятий еще шире развернуть социалистическое соревнование за достойную встречу XX съезда Коммунистической партии Советского Союза. Будем настойчиво бороться за дальнейший технический прогресс, всемерное повышение производительности труда, лучшее использование техники, увеличение съема продукции с единицы оборудования и имеющихся производственных площадей, за широкое распространение опыта работы лучших коллективов, передовиков и новаторов производства».
Призыв передовиков промышленности и транспорта нашел широкий отклик на предприятиях столицы. Повсеместно разрабатывались планы организационно-технических мероприятий по совершенствованию техники и технологии производства, улучшились изучение и пропаганда опыта новаторов и передовиков социалистического соревнования. На заводе «Серп и молот» был создан производственно-технический совет, который изучал опыт и предложения новаторов, организовывал обучение рабочих передовым методам труда. Совету помогали научные учреждения. На заводе АТЭ-2 регулярно проводились «дни новатора»: перед рабочими предприятия выступали рационализаторы, лучшие технологи, конструкторы.
Наиболее плодотворной была передача опыта непосредственно на рабочем месте, в цехе, на предприятии. Этой цели служили школы высокой производительности труда, созданные на заводе им. Владимира Ильича. Для обмена опытом приглашались новаторы и с других предприятий города и страны. В борьбе за совершенствование производства большую роль сыграли комплексные бригады творческого содружества рабочих, конструкторов, технологов. На электроламповом заводе к началу 1955 г. таких бригад было более 50. Большую работу по организации комплексных бригад провели Бауманский, Ждановский, Пролетарский райкомы партии Москвы, партийные комитеты заводов: автомобильного, 1-го ГПЗ, «Красный пролетарий» и др.
В 1955—1956 гг. по всей московской промышленности было проведено изучение технической оснащенности предприятий. В этой работе, впервые проводившейся в таких огромных масштабах, участвовали десятки тысяч рабочих, инженерно-технических и научных работников. Изучение показало, что в течение длительного времени многие заводы и фабрики столицы слабо пополнялись новым оборудованием и по своему техническому уровню отстали от предприятий, вступивших в строй за последние годы. До половины металлорежущих станков находилось в эксплуатации около 20 лет, 15% станков работало свыше 20 лет ш. На заводе «Серп и молот», комбинате «Трехгорная мануфактура», 1-й ситценабивной и Измайловской прядильно-ткацкой фабриках имелось оборудование, установленное еще в конце прошлого столетия.
Московская партийная организация вместе с хозяйственными органами осуществила ряд мероприятий по внедрению новой современной техники, комплексной механизации и автоматизации производства, обновлению и модернизации оборудования.
Благодаря творческим усилиям работников промышленности, улучшению партийного руководства работой московских предприятий, технический уровень промышленности столицы рос буквально изо дня в день. Ускоренными темпами шел процесс замены устаревшего оборудования новым, модернизации станочного парка, внедрения передовой технологии. В одном только 1958 г. на предприятиях Московского городского совнархоза было установлено 142 автоматические и поточные линии, свыше 1600 автоматических и полуавтоматических станков, модернизировано 3 тыс. единиц оборудования, установлено значительное количество подъемно-транспортных механизмов.
В этих условиях с особой остротой встал вопрос о достижении высокой культуры производства на каждом предприятии. Еще в 1949 г. по инициативе помощника мастера «Трехгорной мануфактуры» В. Ворошина на ряде предприятий Москвы было начато соревнование за высокую культуру производства. Однако «кампанейский» подход к этому движению, нежелание многих хозяйственных руководителей всерьез заниматься коренной технической перестройкой работы предприятий, а также недостаточно высокий уровень технической подготовки части рабочих помешали широкому распространению почина В. Ворошина в промышленности столицы.
После июльского (1955 г.) пленума ЦК и особенно после XX съезда партии высокая культура производства стала непременным условием решения задачи технического прогресса в промышленности СССР. Выполняя директивы XX съезда КПСС, коммунисты Москвы возглавили борьбу за высокую культуру производства на предприятиях города. На ряде предприятий повседневное руководство партийными организациями борьбой за технический прогресс привело к созданию атмосферы нетерпимости к косности и бескультурью на производстве. Наглядным примером того, как проводилась эта работа, может служить 1-й ГПЗ. Здесь партийная организация, используя различные формы агитационно-массовой и пропагандистской работы, направила внимание всего коллектива на улучшение организации и повышение культуры производства. Уже к середине 1956 г. на заводе были введены в эксплуатацию 4 новые автоматические линии, модернизировано более 100 станков, изготовлены аппараты для контрольных операций, упаковки готовых изделий и многие другие усовершенствованные машины и приспособления. В результате этих мероприятий были улучшены все технико-экономические показатели работы этого крупнейшего предприятия шарикоподшипниковой промышленности страны. Среднесуточный выпуск продукции вырос в первом полугодии 1956 г. по сравнению с соответствующим периодом 1955 г. на 15,2%.
Большую работу провели партийная организация и хозяйственное руководство завода телевизионной аппаратуры. Долгое время завод работал плохо, технология изготовления телевизоров была отсталой, а качество неудовлетворительным. При широком участии рабочих, инженеров и техников на предприятии был разработан план, и началось внедрение комплексной механизации и автоматизации производства. Это позволило повысить производительность труда в сборочном цехе в 2 раза, снизить трудоемкость изготовления телевизора на 30%, сократить цикл его сборки почти в 7 раз, более чем вдвое снизить себестоимость многих деталей.
Повышение культуры производства было связано не только с техническим совершенствованием и организацией, но и с чистотой и порядком в цехах и на территории предприятий. Коллектив завода шлифовальных станков, соревнуясь за высокую культуру производства, развернул одновременно борьбу за чистоту и благоустройство. Здесь было учреждено переходящее Красное знамя, которое ежемесячно присуждалось лучшему цеху за содержание в чистоте и порядке производственных и бытовых помещений, оборудования и рабочих мест. В соревнование за культуру рабочего места, помещения и территории включились все цехи. В результате чистота и порядок стали неотъемлемыми элементами производственной жизни предприятия.
С каждым днем росло число заводов и фабрик, на которых была объявлена решительная борьба бескультурью, косности и отсталости. Движение за высокую культуру производства и быта становилось на предприятиях постоянно действующим фактором в работе всей промышленности Москвы.
Крупную роль в борьбе за технический прогресс играли научные учреждения Москвы.
В послевоенные годы Москва стала важнейшим центром и школой технического прогресса для советской промышленности. Здесь работало несколько сот научных и проектно-конструкторских организаций, занимавшихся разработкой научно-технических и теоретических проблем промышленности, транспорта и строительного дела. Научно-исследовательские и проектные организации Москвы обеспечивали проектные работы почти для всех основных отраслей промышленности СССР. Особенно большое значение для развития ведущих отраслей народного хозяйства имела деятельность крупных проектных институтов: Тепло-электропроекта, Гидропроекта и Энергосетьпроекта, создающих проекты , мощных тепло- и гидроэлектростанций, а также линий дальних электропередач; Государственного научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности (ГИАП), обеспечивающего проектными и научными разработками промышленность минеральных удобрений; Государственного института по проектированию металлургических заводов; центральных научно-исследовательских институтов черной металлургии и машиностроения, автомобильной и тракторной промышленности и др. Значительный вклад в развитие советского машиностроения внес Центральный научно-исследовательский институт технологии и машиностроения. Коллектив института в годы пятой пятилетки создал и передал в производство оборудование для новейших методов прокатки, волочения и сварки: стан для прокатки шаров, трехвалковые станы поперечной прокатки, стан для спиральной сварки труб, стан для прокатки шестерен, волочильные станы со скоростью волочения в 1,5—2 раза выше скорости аналогичных станов английских и немецких фирм. Созданный институтом 12-валковый стан для прокатки тонкой и тончайшей ленты позволил государству освободиться от ввоза ее из-за границы. Институт разработал новые высокопрочные и экономичные материалы для мощных паровых, газовых и гидравлических турбин с высокими рабочими параметрами.
Ученые-машиностроители решали также проблемы передовой технологии и автоматизации производства, прочности и снижения веса машин, разрабатывали научные принципы конструирования высокопроизводительных машин, аппаратов, инструментов, приборов, счетно-решающих устройств. При их активном участии в Москве в мае 1958 г. было проведено Всесоюзное совещание по комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, показавшее, что в своем творчестве работники науки и производства все ближе подходили к цели, поставленной июльским (1955 г.) пленумом ЦК партии и XX съездом КПСС.
Полезную работу на подшипниковых заводах провел коллектив Научно-исследовательского и экспериментального института подшипниковой промышленности. Благодаря помощи научных работников института быстро шло совершенствование технологии производства на 1-м ГПЗ и других заводах страны. Усилия ученых-металлургов были сконцентрированы на решении таких важных проблем, как интенсификация процессов плавки металла путем применения кислорода, внедрение непрерывной, центробежной и полунепрерывной разливки стали, работа над повышением качества специальных, особенно жаропрочных, сплавов.
Коллективы московских научных учреждений добились значительных успехов в применении атомной энергии в мирных целях, в разработке методов промышленного использования радиоактивных изотопов и меченых атомов, полупроводников, ультразвука, радиоэлектроники, создающих в ряде случаев принципиально новые технологические процессы, дающие большую экономию общественного труда.
Усиливались, становились более прочными и систематичными связи научных и прдектных учреждений с промышленностью столицы. На предприятиях Москвы с участием сотрудников научно-исследовательских институтов и проектно-кон-структорских организаций работали технические советы, рассматривавшие вопросы новой техники и передовых приемов труда. Они помогали коллективам заводов и фабрик в разработке и освоении производства новых видов продукции. В короткий срок, например, был налажен при помощи ученых выпуск мощных трансформаторов, шлюзовых насосов, уникального электрооборудования и различных машин.
Укреплению творческого содружества работников науки и производства было посвящено собрание партийного актива в конце июня 1952 г. Собрание призвало коммунистов Москвы смелее и решительнее вскрывать и устранять все препятствия, тормозящие технический прогресс, укреплять связь работников науки и производства.
Много внимания этим вопросам уделяли районные комитеты КПСС и первичные организации. На бюро и пленумах райкомов партии обсуждались вопросы внедрения новой техники, модернизации оборудования, совершенствования технологии производства, проводились партийно-технические конференции, совещания по обмену опытом работы институтов и предприятий.
Однако в развитии творческого содружества работников науки и производства имелось много недостатков. Зачастую передовые достижения науки и техники внедрялись в производство очень медленно. На городской партийной конференции в январе 1954 г. вопросы укрепления связей между научными учреждениями и промышленными предприятиями, быстрейшего внедрения всех новейших достижений науки и техники в производство были поставлены с большой остротой. Важнейшими участками борьбы за технический прогресс были рационализация производства и рабочее изобретательство, которые принимали все более широкие размеры на предприятиях столицы. В 1953 —1954 гг. только на московских предприятиях автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности, химической промышленности изобретатели и рационализаторы сберегли государству 300 млн. руб.
В середине июня 1955 г. в Колонном зале Дома Союзов состоялось совещание рационализаторов и изобретателей. Обсудив вопрос «О мерах по дальнейшему развитию массового изобретательства и рационализации на предприятиях промышленности и транспорта Москвы и Московской области», участники совещания выразили решимость отдать силы, способности и знания успешному завершению выполнения пятилетнего плана.
Значительное влияние на дальнейшее развитие этого движения оказало I Всесоюзное совещание рационализаторов, изобретателей и новаторов производства, проходившее в октябре 1956 г. На предприятиях Москвы, как и других городов страны, начали создаваться первичные организации вновь созданного Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), развернулась подготовка к съезду изобретателей и рационализаторов. Перестроили свою работу инженерно-технические общества. Из организаций, объединявших сравнительно узкий круг инженеров и техников, они превратились в массовые научно-технические общества, включившие в свой состав новаторов производства. При Совете Министров СССР был образован Государственный комитет по делам изобретений и открытий.
В развертывании движения рационализаторов и изобретателей Московская партийная организация видела крупный резерв быстрейшего подъема промышленности и уделяла этому движению достойное внимание. Московский городской комитет КПСС обязал районные комитеты партии, партийные, профсоюзные и комсомольские организации «усилить работу по вовлечению рабочих, инженеров, техников, мастеров в ряды рационализаторов и изобретателей, осуществлять строгий контроль за своевременным рассмотрением и внедрением рационализаторских предложений и изобретений».
На предприятиях Москвы проводились конкурсы рационализаторов и изобретателей, организовывались публичные выставки и общественные смотры их работ, проводились творческие совещания, встречи с учеными и работниками научных учреждений, технические консультации. Печать, радио, телевидение информировали трудящихся о практических делах изобретателей и рационализаторов. На предприятиях создавались бюро технической информации, технические кабинеты, экспериментальные цехи и лаборатории, где могли проверяться новаторские приемы работы.
Центральный политехнический музей стал активнее заниматься пропагандой достижений новаторов, изобретателей, передовых технологов и конструкторов. По инициативе Московского городского комитета КПСС в Москве в 1956 г. был открыт Дом научно-технической пропаганды им. Ф. Э. Дзержинского.
Наиболее плодотворно развивалось движение изобретателей в 1956—1958 гг. на заводах «Каучук», «Москабель», 2-м часовом и других предприятиях. Изобретатель Ф. Сливочкин на заводе «Каучук» за пятилетие внес свыше 120 рационализаторских предложений и изобретений, давших более 550 тыс. руб. годовой экономии. Вместе с другими изобретателями он сконструировал и построил более 30 станков и приспособлений. Мастер того же завода С. Панкратов внес более 40 крупных рационализаторских предложений. По его проекту была построена первая в СССР клеечная машина для производства спиральных рукавов длиной до 5 м, изменившая коренным образом технологический процесс. Работники этого же завода С. Старосветская, С. Горбатова, Н. Горелов и И. Рубцова внесли изменения в конструкцию всасывающих и нефтяных рукавов. Это дало 2 млн. руб. годовой экономии.
На заводе «Москабель» движение изобретателей возглавили слесари В. Коточков и М. Репин, технолог Н. Голимбиевский, механик П. Кондратов, эмалировщица А. Горюшина, старший мастер А. Виноваров и др. Широкое распространение получила на заводе деятельность комплексных творческих бригад, объединявших людей различных специальностей. Созданный одной из них автомат для намотки кабельных бумажных роликов позволил поднять производительность труда на этой операции в 5 раз. Автоматический станок для производства телевизионных антенн, сконструированный другой бригадой изобретателей, полностью упразднил ручной труд и повысил производительность труда в 31 раз.
На 2-м часовом заводе в 1954 г. насчитывалось 155 изобретателей и рационализаторов. В 1957 г. их число увеличилось более чем в 3 раза.
Приблизительно такими же темпами развивалось движение изобретателей на 1-м ГПЗ, автозаводе, заводе «Серп и молот», на фабрике «Красный Октябрь» и многих других предприятиях столицы. В 1957 г. в Москве насчитывалось 128,8 тыс. рационализаторов и изобретателей. В 1958 г. их стало на 18 тыс. больше. При этом значительно возрос процент внедренных в производство предложений.
Успешно осуществлялась техническая реконструкция водного транспорта. В 1951—1958 гг. речной транспорт Московского бассейна получил новые быстроходные суда с большой грузоподъемностью, в том числе дизель-электроходы, винтовые суда, самоходные суда, металлические баржи большой вместимости. Пассажирский флот начал пополняться судами, оснащенными современными средствами навигации. Расширилась пропускная способность портов и пристаней. Они оснащались высокопроизводительными средствами механизации.
Москва уже в 1957 г. была связана воздушным сообщением с 80 городами СССР и других стран мира. К этому времени коллективы московских конструкторских бюро, возглавляемые генеральными конструкторами А. Н. Туполевым и С. В. Ильюшиным, создали прекрасные пассажирские самолеты ТУ-104 и ИЛ-18. С введением на линиях быстроходных многоместных пассажирских самолетов коренным образом улучшились условия транспортного сообщения Москвы с самыми отдаленными районами СССР и земного шара. Технической реконструкции подвергся аэропорт Внуково. Здесь было установлено новейшее навигационное и радиолокационное оборудование, реконструировались взлетно-посадочные дорожки. Строился крупный пассажирский аэропорт Шереметьево.
Уверенно набирая темпы, промышленность и транспорт столицы выходили на новые рубежи в борьбе за технический прогресс.

Помощь сельскому хозяйству. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка


Коммунистическая партия наряду с руководством по созданию мощной промышленности вела большую работу по социалистическому преобразованию сельского хозяйства, способного в изобилии обеспечить продуктами питания трудящихся нашей страны. Осуществляя план социалистического преобразования сельского хозяйства, партия исходила из указаний В. И. Ленина о том, что «крупная машинная промышленность и перенесение ее в земледелие есть единственная экономическая база социализма...» В. И. Ленин придавал исключительно большое значение оказанию помощи со стороны социалистической промышленности и рабочего класса труженикам деревни, созданию материально-технической базы социалистического сельского хозяйства. Значительное место в борьбе партии и народа за дальнейшее развитие сельского хозяйства занял сентябрьский (1953 г.) пленум ЦК КПСС. Москвичи восприняли задачи, поставленные сентябрьским пленумом ЦК КПСС, как свое родное, кровное дело. Они ответили на постановление партии конкретными делами. Повсеместно на московских предприятиях закипела напряженная работа. По инициативе автозаводцев в столице началось массовое социалистическое соревнование за досрочное выполнение заказов сельского хозяйства. Все производство оборудования для заводов сельскохозяйственного машиностроения, а также для сельскохозяйственных машин и изготовления запасных частей к ним взяли под свой контроль партийные, профсоюзные и комсомольские организации столицы. На заводах и фабриках стали создаваться рейдовые бригады и контрольные посты, которые следили за выполнением заказов тружеников колхозных полей.
Необходимость ускоренного развития сельскохозяйственного машиностроения поставила перед промышленностью столицы ответственную задачу — резко увеличить выпуск металла, станков и оборудования для этих предприятий, снабдить новейшей техникой автомобильные и тракторные заводы. Важнейшую роль в решении этой задачи сыграли станкостроительные предприятия Москвы. Завод им. С. Орджоникидзе в течение 1955—1958 гг. выпустил для транспортной промышленности около 40 автоматических линий. «Красный пролетарий» за эти же годы изготовил для заводов сельхозмашиностроения, совхозов, МТС и колхозов около 10 тыс. станков 121. Коллектив автозавода за сравнительно короткий срок спроектировал и изготовил в большом количестве штампы, приспособления и инструментарий для производства тракторов, картофелеуборочных комбайнов и рас-садочных машин, выпускаемых другими заводами страны. Московские предприятия значительно увеличили изготовление запасных частей, деталей и узлов для сельскохозяйственных машин.
К концу пятой пятилетки только запасных частей для сельскохозяйственных машин было выпущено на 180 млн. руб. — в 20 раз больше, чем в 1954 г.
Крупнейшим поставщиком промышленной продукции для советской деревни оставалась московская промышленность и в последующие годы. Так, в 1957 г. предприятия Мосгорсовнархоза изготовили для нужд сельского хозяйства: автозапчастей на 175 млн. руб., подшипников —4338 тыс. шт., трансформаторов — 2405 шт., электродвигателей —2333 шт., провода разного —725 км, ленты транспортерной — 309 тыс. кв. м и много других изделий.
Заказы сельского хозяйства предприятия Москвы старались выполнять досрочно. Так, из 171 наименования запасных частей, станков, машин и других материалов, которые должна была поставить промышленность Москвы сельскому хозяйству в 1958 г., изделия 151 наименования были выпущены к 1 октября этого года.
Для сельского хозяйства создавалось много новых машин. Завод малолитражных автомобилей освоил новый образец малолитражной машины с повышенной проходимостью, учитывающей особенности сельской местности. Ценный вклад в механизацию трудоемких сельскохозяйственных работ внес и коллектив автозавода им. И. А. Лихачева. Автозаводцы отправили в колхозы, РТС и совхозы страны тысячи автомобилей новых марок. Экспериментальный завод Всесоюзного исследовательского института сельскохозяйственного машиностроения изготовил более 100 опытных образцов сельскохозяйственных машин. В конструкторском бюро главного конструктора М. Миля был создан вертолет, который нашел широкое применение в сельском хозяйстве для распыления ядохимикатов и минеральных удобрений. Сотрудники института «Росгипросовхозстрой» разработали схему планировки и благоустройства колхоза; коллектив Архитектурно-проектной мастерской им. академика В. А. Веснина создал проект типовых одноэтажных жилых домов.
Особое внимание коллективы предприятий Москвы обращали на выпуск для села машин, производящих больше видов работ с меньшими затратами труда. Только завод сельскохозяйственных машин им. Ухтомского создал десятки новых типов такого рода машин. В короткие сроки на заводе было налажено производство навесных механизмов, работающих от гидравлических тракторных приводов. Новые машины управлялись трактористом без прицепщика, что высвободило десятки тысяч человек. Кроме того, навесные механизмы были значительно легче прицепных, что позволило из сэкономленного металла выпустить дополнительно сотни машин. Москва обеспечила село не только первоклассной техникой, но и квалифицированными кадрами. С сентября 1953 г. по июль 1958 г. партийные, советские и хозяйственные организации Москвы направили для работы в сельском хозяйстве около 5 тыс. квалифицированных руководящих работников, 15 тыс. трактористов, комбайнеров и других специалистов сельского хозяйства.
Большую роль сыграла Москва в подготовке специалистов для сельского хозяйства. За 1954—1958 гг. вузы столицы выпустили 15 тыс. агрономов, ветеринаров, зоотехников и др.
Москвичи первыми откликнулись на призыв партии и правительства об освоении целинных и залежных земель. С 1954 по 1958 г. из столицы в районы освоения новых земель выехали многие тысячи юношей и девушек. В течение 1954 — 1955 гг. москвичи организовали там 25 совхозов. В каждый совхоз прибыло по 200—300 москвичей, а совхоз «Урожай» Алтайского края почти целиком был укомплектован из рабочих автозавода им. И. А. Лихачева. Кроме того, в совхозы Алтая, Казахской ССР, Сибири и Поволжья с 1954 по 1958 г. выехало около 30 тыс. посланцев Москвы. Промышленность Москвы заняла ведущее место в создании материально-технической базы в новых районах. В связи с решениями февраль-ско-мартовского (1954 г.) пленума ЦК КПСС московские предприятия резко увеличили выпуск промышленной продукции для целинных колхозов и совхозов. Только за 1956—1957 гг. с автозавода на целину было отправлено 20 тыс. грузовых автомобилей.
Большую помощь трудящиеся Москвы оказывали колхозам и совхозам Московской области. Только осенью 1953 г. на полях Подмосковья работало 50 тыс. рабочих и служащих Москвы, не считая 4 тыс. шоферов с автомашинами. Десятки тысяч юношей и девушек Москвы выезжали на уборку урожая в районы освоения целинных земель. За самоотверженный труд более 2 тыс. из них награждены медалью «За освоение целинных и залежных земель».
Начиная с сентября 1953 г. и по 1958 г. включительно коллективы предприятий, учреждений и организаций столицы послали на уборку урожая более 200 тыс. человек и свыше 10 тыс. грузовых автомобилей.
Не менее важное значение придавали москвичи шефской работе. Только над сельским хозяйством Московской области шефствовало 1600 столичных предприятий, организаций и учреждений. Шефство выражалось главным образом в оказании МТС, колхозам и совхозам организационно-хозяйственной и технической помощи. Особое внимание шефы обращали на комплексную механизацию сельского хозяйства, на использование имеющейся в деревне техники.
Все районы Москвы участвовали в строительстве производственных помещений для колхозов. За сравнительно короткий срок в колхозах Московской области с помощью шефов столицы было построено несколько сот животноводческих ферм и скотных дворов, силосные сооружения емкостью в несколько сот тысяч тонн; сотни животноводческих ферм были механизированы. Шефы помогали проводить электрификацию и радиофикацию села, строили клубы.
Москвичи активно участвовали в шефской работе и над совхозами целинных и залежных земель. Большую помощь они оказывали целинникам в строительстве различных служебных зданий и жилых помещений. В декабре 1954 г. коллектив строителей «Центракадемстроя» АН СССР обратился в Министерство совхозов СССР с предложением оказать помощь совхозу «Непобедимый» Северо-Казахстанской области. Партийная организация и руководство «Центракадемстроя» направили в совхоз специалистов, выделили необходимый инвентарь.
Почин коллектива «Центракадемстроя» горячо поддержали коллективы многих предприятий Москвы. Вскоре на целинные земли было отправлено несколько десятков железнодорожных строительных поездов. Москвичи приняли активное участие в строительстве элеваторов, зерноскладов, зерносушилок и многих других сооружений.
Подъем сельскохозяйственного производства во многом зависел от быстрого и массового внедрения передовых методов работы и научных достижений во все отрасли земледелия и животноводства. Практика развития социалистического сельского хозяйства показала, что одним из лучших средств пропаганды и распространения передового опыта новаторов сельского хозяйства и достижений научно-исследовательских учреждений является Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ). Учитывая опыт работы ВСХВ в предвоенные годы, ЦК КПСС еще в 1947 г. вынес решение о возобновлении в Москве работы ВСХВ. 3 апреля 1954 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли новое постановление «О Всесоюзной сельскохозяйственной выставке;;. Партия и правительство возложили на москвичей почетную и ответственную задачу строительства и реконструкции ВСХВ. За сравнительно короткий срок нужно было заново построить более 140 павильонов и других капитальных сооружений, отремонтировать свыше 160 павильонов и сооружений, проложить и заасфальтировать десятки километров дорог и аллей. Вопрос о строительстве ВСХВ обсуждался на пленумах и бюро МГК, на заседаниях Моссовета, на городских и районных партийных активах. В работу по организации ВСХВ включились многие архитекторы, инженеры, художники, скульпторы Москвы. Генеральный план реконструкции Выставки был разработан с участием главного архитектора ВСХВ А. Жукова.
Москвичи с честью выполнили задание партии и правительства и построили чудесный город-сад с величественными дворцами-павильонами, широкими тротуарами, зелеными аллеями, садами и местами отдыха.
Выставка была открыта 1 августа 1954 г. В отличие от довоенной она стала, постоянно действующей. Это было событие огромного политического и культурного значения в жизни не только столицы, но и всей страны. ВСХВ заняла более 200 га. На этой площади разместилось 76 павильонов и 307 специальных сооружений, подсобных и служебных помещений. При этом экспозиция ранее построенных павильонов была значительно улучшена. Павильоны имели национальный колорит. Крупнейшее сооружение выставки — павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства». В его 26 залах демонстрировалось 1350 разнообразных сельскохозяйственных машин и орудий. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка стала поистине всенародным университетом обмена опытом и внедрения в сельскохозяйственную практику передовых методов труда и лучших достижений науки. Выставку ежегодно посещали миллионы людей. С 1954 по 1958 г. здесь побывало более 36 млн. человек.
Значительное место в пропаганде достижений науки и передового опыта на ВСХВ занимали лекции и беседы. С 1954 по 1958 г. на ВСХВ было проведено 5966 лекций и бесед, на которых присутствовало свыше 530 тыс. экскурсантов. С лекциями и беседами, как правило, выступали передовики и новаторы сельского хозяйства, ученые.
Одна из важных форм активной пропаганды достижений науки и передового опыта сельскохозяйственного производства — массовые встречи участников выставки — ученых и знатных людей нашей страны — с экскурсантами и посетителями ВСХВ. С 1954 по 1958 г. на выставке прошло около 100 таких массовых встреч.
Кроме того, проводились встречи участников ВСХВ с делегациями зарубежных стран, с трудящимися и молодежью Москвы, с воинами Советской Армии, с участниками Великой Октябрьской социалистической революции, Великой Отечественной войны, старыми большевиками.
Наряду с мероприятиями по обмену и передаче передового опыта большая работа проводилась по культурному обслуживанию передовиков сельского хозяйства — участников и экскурсантов ВСХВ. При этом все культурно-массовые мероприятия были направлены на то, чтобы воспитывать у тружеников полей художественные вкусы, расширять их познания, повышать культуру. На выставке они знакомились с лучшими образцами классической и советской литературы и искусства, с произведениями, прославляющими созидательный труд советского человека.
Многочисленные делегации из-за рубежа восторженно отзывались о выставке. «Мы восхищены социалистическим строем в Советском Союзе, мы очень рады, что видели эту выставку, — писали делегаты ГДР, — мы будем говорить обо всем виденном нашим знакомым на родине. Мы знаем, что все это может процветать только в мирных условиях, поэтому мы тоже будем трудиться во имя мира и дружбы». Грандиозностью выставки были восхищены и экскурсанты из капиталистических стран. «Изумительны успехи, которых вы достигли в такой короткий срок. Выставка великолепна», — такой отзыв сделали гости из США. Руководитель норвежской делегации заявил: «Я очень рад, что получил возможность побывать на этой замечательной выставке. Ее масштабы грандиозны, а организация тщательно продумана». Индийский профессор Самарендра Кумар Митра, осматривая павильон «Механизация и электрификация сельского хозяйства», отметил, что электрические тракторы, созданные советскими конструкторами, превосходны. «Я бы хотел видеть такие тракторы на полях моей родины. Из многих сельскохозяйственных выставок, которые мне довелось посетить в странах Европы и в Индии, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка в Москве является наиболее крупной и величественной». Восхищение и гордость за успехи СССР ярко выражены и в отзыве гостей из Италии: «Сельскохозяйственная выставка свидетельствует о значительном развитии Советского Союза и об огромном пути, проделанном им с 1917 г. Она свидетельствует также и о том, что возможно построить общество, где уничтожена эксплуатация человека человеком. Именно поэтому мы испытываем к Советскому Союзу, который построил социализм, чувство глубокой симпатии. Мы желаем советскому народу больших успехов в строительстве социализма. Да здравствует Советский Союз!»
Во время VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве на ВСХВ были организованы грандиозные праздники сельской молодежи, а также праздник труда. В этих праздниках участвовало 150 тыс. юношей и девушек из всех стран мира.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ныне Выставка достижений народного хозяйства — ВДНХ) — неотъемлемая часть Москвы. Она отражает политическое и экономическое могущество Советского государства, мощный подъем социалистического сельского хозяйства. Выставка — яркий пример великой дружбы народов Советского Союза, свидетельство могучего стремления советского колхозного крестьянства создать в нашей стране изобилие сельскохозяйственных продуктов.




Какие штрафы грозят тем, кто затевает ремонт в своей квартире






Теория и практика
Кредиты могут быть разными. Попробуем разобраться в их главных отличиях и основных особенностях:

Ипотечный кредит >>

Автокредит >>

Потребительский кредит >>

Ломбардный кредит >>
Практически все крупные банки предлагают разнообразие кредитных карт. В чем их основные отличия?

См. подробности >>


Оценка кредитоспособности заемщика

Особенности страхования кредитов

Обеспечение исполнения обязательств по кредиту
Кому может быть предоставлен ипотечный кредит? Можно ли продать купленную квартиру до полного погашения кредита?

См. ответы на вопросы >>


Отказы по кредитам. Распространенные причины

Риск кредитования. Чем рискуют банки

Расчеты с помощью пластиковых карт


Особенности залога при ипотечном кредитовании

В магазин за экспресс-кредитом: покупки без денег

Ипотека для военнослужащих: как получить жилье

Главный риск заемщика - невыплаты по кредиту

Налоговый учет процентов по кредиту
   © При цитировании гиперссылка обязательна.